Короткое описание: Беседа двух добрых друзей. Один делится с другим некоторыми своими соображениями.
Действующие лица: ИЖЕ - имитация живой единицы. Разумный робот, состоящий из гибкой механической руки с сенсорами на конце, торчащей из чего-то подобного горшку от крупного растения.
Павиан - обычный павиан, одетый в серый пиджак с бордовой клеткой. Друг ИЖЕ.
ИЖЕ привычно размещен посреди комнаты. Почти неподвижен, изредка сгибается в некоторых сочленениях, в целом производит впечатление задумчивости, отстраненности. Входит Павиан. Он кажется возбужденным, сжимает и с усилием разжимает пальцы левой руки, словно никак не может достичь полного удовлетворения, ощутить завершенность действия. Но на его морде проглядывает улыбка.
П: Только что понял один простой способ создания теории заговора.
И: Какой?
П: Хочу проиллюстрировать, но для этого мне нужно найти где-нибудь видного черного активиста Грин Пис или другой экологической структуры, недоброжелательно настроенного к организации захоронения радиоактивных отходов в Юкка Маунтин.
Павиан чешет за ухом, достает из кармана на груди пиджака карандаш и мятую салфетку, которую тут же перекладывает в другой карман, а карандаш принимается вращать между пальцев руки.
П: Не буду, пожалуй, доводить все до полной конкретности, допустим, такой активист есть.
И: Допустим.
П: Теперь с начала и по порядку. Я взял энциклопедию и выбрал случайным образом пять статей... Ах да, еще желательно наличие среди богатых акционеров корпорации Майкрософт женщины, по всей видимости, германского происхождения, хотя, возможно, она его и скрывает. У этой женщины должен быть цветной сын. Но, наверняка, такая тоже найдется, если взяться за дело серьезно. Просто допустим, что она есть. И снова вернусь к порядку: я выбрал пять статей. Первая из них была про захоронение ядерных отходов в Юкка Маунтин, вторая - про саксонские творожники (ИЖЕ, не спутай их с англосаксонскими), третья - про Редмонд, город, известный, в основном, тем, что в нем расположена штаб-квартира корпорации Майкрософт, четвертая - про немецкого изобретателя Феликса Ванкеля, который, кстати, не имел детей и был членом НСДАП, и пятая про Феликса Маллума - африканского генерала и политического деятеля из республики Чад. Итак, слушай внимательно, захоронение, саксонские творожники, город Майкрософта, немецкий бездетный изобретатель и африканский политик.
ИЖЕ оживляется, начинает совершать вращательные движения в некоторых сочленениях. Кажется, он предвкушает что-то интересное.
И: Ага.
П: Все просто. Теперь я расскажу тебе скрытую правду: На самом деле, изобретатель-то был не бездетным, а имел внебрачную дочь, которую хотел признать и приблизить к себе, да уж больно она была непутевая и своевольная. В начале семидесятых, из романтических соображений и в знак отвержения отеческой заботы, она отправилась в Африку, некоторое время работала в госпиталях - благо раненных в то время хватало в любом уголке этого материка. Но в конце концов, в семьдесят пятом году, она помогала лечить в госпитале одного из близких друзей Феликса Маллума, завела с ним роман. Очень вероятно, этот шаг тоже был своеобразной демонстрацией отказа от отца, его заботы и его мировоззрения, не будем забывать, что Феликс Ванкель состоял в НСДАП. Через несколько лет у пары появился ребенок. Жизнь их, как приближенных Маллума, была роскошной, но, как известно, в семьдесят девятом Маллум был вынужден окончить политическую карьеру и бежать из страны. Африканский жених нашей бедной героини застрелился, как и полагается настоящему военному в такой ситуации. А сама она провела еще несколько тяжких лет в республике Чад. Ребенок рос сообразительным, но после самоубийства мужа мать, как бы это сказать, ушла в себя и мало уделяла внимания ребенку.
Возникает пауза, Павиан неподвижен, смотрит куда-то в окно, но взгляд его точно ни на чем не сфокусирован. ИЖЕ, желая помочь другу, с легким электрическим жужжанием одобрительно наклоняет свой манипулятор в его сторону.
И: Начало хорошее.
По телу Павиана проходит будто бы волна озноба, он роняет карандаш, правой ногой судорожно достает из левого кармана пиджака смятую салфетку, осматривает ее и уже рукой переправляет в правый карман пиджака. Затем делается вдруг спокойным и даже важным, откуда-то из внутреннего кармана извлекает согнутые ножницы и опускает их в левый карман пиджака. Прочищает горло и продолжает.
П: С одной стороны, наш мальчик, конечно, был цветным, но не был он принят и местными. И по происхождению, и по политическим причинам, и просто по образованности - из его сверстников мало кто просто умел читать. Кроме того у него не было эмоционального контакта с матерью, переживающей тяжелейшее потрясение. Ему ничего н оставалось, кроме как придумать друга и защитника, и он канонизировал деда. Да, сделал члена НСДАП своим героем! А еще его любовь к арийской идее подкреплялась особыми чувствами к традиционным саксонским творожникам - единственному блюду, которое могла приготовить его мать. Далее... Ребенок насмотрелся на африканские буйства и еще более укрепился в своих расистских убеждениях...
Неожиданно речь Павиана обрывается.
И: Смысл в бреде, подтвержденном фактами? Т.Е. берем случайный набор фактов или очень вероятных, соблазнительных, вирулентных высказываний и связываем их произвольным образом?
Павиан не обращает на собеседника никакого внимания, бешено вращает глазами, будто бы продолжая что-то высказывать. Потом достает из правого кармана пиджака салфетку и бросает на пол прямо себе под ноги, а ножницы из левого кармана перекладывает в правый.
П: Потом была эмиграция в Америку. Первое время они жили в Вашингтоне, бедствовали, но кое как сводили концы с концами. Когда нашего героя дед (которого он так никогда и не увидел) умер, мать и сын получили наследство. И раньше совершавшая импульсивные поступки мать разом вложила практически все состояние в тогда еще относительно молодую компанию Майкрософт. И не прогадала, дела их пошли в гору, потом они переехали Редмонд. Мальчик получил образование и прочее, в этой части его истории не нужно ничего необычного. Важно только, что расистских идей своих он не оставил, и, поняв, что для США критически важно захоронение ядерных отходов, начал всячески мешать мультикультурному толерантному государству, прикрываясь маской афроамериканца. Он-то не был сторонником демократии и плюрализма.
Павиан замолк и выжидающе посмотрел на друга. Не дождавшись никакой реакции, он достал из кармана ножницы, бросил их себе под ноги и добавил:
П: Правдоподобно? Так это всегда и происходит. У людей есть острая потребность связать факты в этом отчаянно разваливающемся мире, чтобы мир этот хотя бы на фактах держался. Но как понять - что существенно, что нет? Что "на самом деле связано", а что нет? Вот и получается: люди терпят-терпят, и доводят себя до того, что связывают все, что под руку попадется в неудачный момент.
И: Да, домысливать и досмысливать, искать связи - это, наверное, нормально для людей.
ИЖЕ — просто душка! мимими, подарите мне такого на именины
Вот это из прозо-зарисовок мне больше всего понравилось. Хотя ножницы и салфетка утомились выходить на сцену столько раз в одних и тех же костюмах и гриме. И декораций бы толику... Линолеум в шахматку или ещё чего такого ненавязчивого.
Вот я, честно, никогда не могу уловить наверняка, автор иронизирует или серьезен в ответах на комментарии. Потому, исходя из ощущения, что это сочетание готовности продолжить ряд деталей и подчеркнутой вежливости похоже на едкую иронию автора, который не получил от комментария того, чего хотел, спешу извиниться за краткость своего. На самом деле, симпатичная штука у вас вышла, чего уж, а линолеум вспомнился... как в Твинпиксе почему-то ^^ Такие истории, как эта ваша, надо либо снимать на видео и атмосферность отдавать на отработку художникам-актерам-звукорежиссеру-и-тд, либо своими силами в тексте, а в тексте вы должны быть всеми этими людьми, и в вашем распоряжении только слова. Хочется, чтобы взгляд цеплялся, причем не за мусор по углам, а за всякие детальки такие... Ммм, ну выпонели, надеюсь. Это на мой скромный взгляд и вкус. Пойду перечитаю и подумаю, сколько раз, в каких именно местах и зачем появлялись наши приятели С. и Н. из кармана, которые меня насторожили по первому прочтению.
Черт, да это гениально. И дает начало глубокой мысли, философской мысли. Особенно понравилось построение текста. Потрясающе. И хотя строение и идея такие замечательные, что-то здесь не то и текст в общем и целом мне не понравился. Не могу понять почему, но на это не стоит обращать внимания.
А мне понравилось Не скажу, что прям восторг, но цепляет. Прослеживается определенная философия к концу произведения Такая, скажем, аллегория, на манер басен Но есть несколько вопросов: КАК РАЗГОВАРИВАЕТ ИЖЕ??? И знаете ли Вы значение слова вирулентный? Оно совершенно не к месту. По стилю прошло бы, ИЖЕ у Вас образованный, но по значению - нет. Или же я не понял Вашу мысль. Есть пара опечаток, но в целом глаз за ошибки не цепляется, как это порой случается.
Спасибо, во-первых, а во-вторых, слово "вирулентный" (по отношению к идее) в современном околофилосовском дискурсе, знаете, среди всяких небритых интеллектуалов, означает "легко распространяемость", или "легко усваиваемость". Так что тут все в порядке.
Проблема в том, что шанс на принадлежность читателя к кругу вышеупомянутых околофилософских интеллигентов ничтожна мала, и "вирулентный" будет воспринято в прямом значении "болезнетворный, пагубный, злотворный". Но право Ваше, Автор в своем произведении альфа и омега