Самая частая ошибка, особенно у тех, кто хорошо владеет словом - авторы слишком увлекаются красивыми описаниями. Образов куча, с сюжетом они не связаны - получается мешанина.
Что такое вообще художественный образ? Если смотреть на стилистику, то, по факту, это тропы и литературные приёмы. Если переводить на другие понятия, то это в чём-то индивидуальность автора. То, как он описывает созданный мир, задаёт стиль. У хороших писателей он узнаваем, поэтому очень важно вам понять, как вы сами хотите писать.
Нюансов найти можно много: кто-то часто использует определённую часть речи, у кого-то образы попадают под одну тематику и т.д. Но твёрдый стиль авторы обретают со временем.
Задача начинающего писателя понять, как эффективно использовать тропы и лит. приёмы. Особенно уделить внимание тому, что представляет читатель, когда их видит. А представлять он должен очень точно, чтобы не было фраз типа: хорошо выглядит.
Образы подразумевает за собой конкретику. Даже если вам нужно описать что-то размытое, вы конкретно описываете состояние размытости.
Вы пишите историю, даёте НОВЫЙ опыт. И нужно делать так, чтобы читатель, прочитав ваше описание, например, красивой девушки, не обращался к своему опыту, пытаясь вспомнить девушку, которую случайно увидел в метро. Нужно, чтобы он тоже начал представлять образ, создавать его вместе с вами.
Далеко не все образы этому способствуют.
Это было предисловие, теперь само задание.
ЗАДАНИЕ: банальное описание местности.
ОГРАНИЧЕНИЯ: 1. Один абзац (не больше девяти предложений). 2. Не больше двух образов на предложение.
Дабы было понятно, что я буду считать за образы - причастные обороты, все тропы и лит. приёмы. Напомню, что есть такое существо, как эпитет. Любое прилагательное, которое рисует изображение или пытается, буду считать за образ.
3. Без деепричастий. 4. Только картинка. Никаких мыслей героя или автора. 5. Без наречий и обстоятельств типа "с облегчением".
ПОЖЕЛАНИЕ: Учитывайте прошлое задание и старайтесь передать сюжет. Идеально, если описывая картинку, будет понятно, кто и почему на неё смотрит. Есть некие приёмы. Изображение отлично предаёт эмоции, есть ракурс, свет, тени, цвета - они помогут передать определённое настроение.
Для некоторых личностей, которые кричат: "Вкусовщина!", буду теперь объяснять смысл ограничений.
Упражнения созданы для того, чтобы вы могли понимать некие основы, потом их использовать. Я ни в коем случае не говорю: пишите так и только так.
Но если вы будете использовать один образ на предложение, придётся подыскать тот, который один сможет передать атмосферу. Наречия образ не дают, но они могут его усилить. Пока задача упражнения в другом. Тоже и с деепричастиями, только они усиливают действие.
ЧТО ОПИСЫВАТЬ: давайте окраину крупного города. Жанра нет, описываем реальным мир.
Надеюсь, прогулка в лес на окраине крупного города подходит? Постаралась выполнить условия, насколько сумела их понять прогуглив все термины)) Вот что получилось:
Небо, всё в испарине, еле видно сквозь темное изумрудное кружево. Развлечёт кислинка заячьей капустки на языке. Капли холодным хрусталём рассыпаются по ладоням, по листьям, но красота их мимолётна - они уже стали чавкающей грязью. Ступишь на мягкий молодой мох, а он уходит под воду. Погружаешься с ним, всё глубже в лес, всё дальше от "должен" и "мог бы". Мир за мокрыми ресницами расплывается. И не остаётся ничего, только чистый холодный запах крапивы. Самый зелёный из всех запахов.
Плохо дело.) Ну я могу и ещё что-нибудь написать, про город, из хроники спального района...
Добавлено (01.11.2015, 22:01) --------------------------------------------- Забудьте про лес, вот город, чтобы по-честному (хотя оба текста написаны с нуля под задание - так что теперь уже "по-честному" в квадрате)):
В небе дырка! Проколола телебашня полиэтилен облаков! Озорной свет брызнул вниз, запятнал прохожих и истоптанный влажный асфальт. А под ногами жирные лужи играют радугой и пляшут. Даже сбитая в кашицу осенняя листва радуется солнцу. Земля бетонными панелями тянется к небу, вытягивается в струнку от усилия. Деревья в надежде воздели голые ветви. Всё слилось в едином порыве. Но вот дырка затянулась, включили фонари, началась передача "Сегодня".
Щюк занимался тем, что ножом выковыривал золотую сережку из уха мертвой женщины. Среди далеких криков захватчиков и воплей убиваемых, он уловил еще один звук - выстрел. Это то ли гаковница, то ли пищаль, решила жизни очередного несчастного, совсем близко. Щук поднял голову, осмотрелся. Некоторые хаты под стенами города все еще трещали, объятые пламенем пожара. В небо поднимались десятки густых и темных как смоль столбов дыма. Везде лежали изуродованные тела убитых, бойня закончилась недавно. Над смердящим гарью пепелищем, возвышалась крепостная стена. В ней, у самых зубцов, зияла большая дыра – работа бомбарды.
Опять холод с утра. В трещинах асфальта снег и крошку снеговую и тащит вдоль шоссе. В бледное небо сочится дым из полосатой трубы. Гарь в воздухе. Слева заводские корпуса глядят подбитыми окнами. Справа домики нищие, серые жмутся по краям дороги. За покосившимися заборами ветки обледенелых яблонь. Ветер под куртку пробирается, шарит по карманам: нет ли на опохмел... ну вот и автобус.
Последние десять минут на глаза попадались лишь азиаты с желтыми лицами, не враждебные, но словно выдернутые из другой реальности. Целых окон в домах становилось все меньше, а мусора под ногами - больше. Ощущение хаоса усиливалось, пока наконец, за очередной чахоточной многоэтажкой, не открылся вид на заброшенную школу и китайский рынок “Шанхай”, давший название всему району. Несколько десятков низеньких павильонов, курган из мусора и стая облезлых собак заполняли плешивое поле, некогда бывшее школьным стадионом. Но теплый вечер, пряный запах степи и розовый закат даже этому безобразию придавали живописность и налет романтики. В двух павильонах, несмотря на поздний час, все еще теплилась жизнь. Из первого, пестрого словно пагода, доносилась чужая речь и аромат кисло-сладкого мяса, а во втором, сером и неприметном, звучала тихая, нежная музыка. Именно здесь, под вывеской “Восточные сладости”, и находился притон дядюшки По.
Горный тракт разгоняется по насыпи, взмывает виадуком, перемахивает в прыжке три колеи рельсов, что тянутся вдоль реки к рядам пакгаузов, затем по череде пилонов, каждый метров как бы не в пятнадцать высотой, шоссе проходит над водой, и на том берегу, уже за чертой города de jure, возвращается с небес на землю, чтобы устремиться на восток меж перелесков, среди которых притаились исчадия автопрома - гроздья коттеджей для нуворишей, которые некогда в погоне за модой променяли свои кондо о восьми спальнях в центрах хьюстонов да бостонов на бунгалы с тем же избытком комнат, только уже в пригородах, где воздух пахнет не столько бензином проспектов, сколько бензином газонокосилок, а нынче и наши города обрастают по периметру этим лишайником, разве что мания стрижки лужаек снегами приглушена...
Всё под спойлером прямо к заданию не относится; это я хочу попробовать применить на практике рекомендации из руководства "Сам себе паталогоанатом" и предвосхитить, какой именно суровый вердикт мне причитается...
Первым делом - конечно, разрезать эту длинную макаронину на менее смертоносные для едока кусочки можно. Я не стал. Я не Д.Дефо, но я уже учусь!
Цитата
«He told me it was for men of desperate fortunes on one hand, or of aspiring superior fortunes on the other, who went abroad upon adventures, to rise by enterprise, and make themselves famous in undertakings of a nature out of the common road; that these things were all either too far above me, or too far below me; that mine was the middle state, or what might be called the upper station of low life, which he had found by long experience was the best state in the world, the most suited to human happiness, not exposed to the miseries and hardships, the labour and sufferings of the mechanic part of mankind, and not embarrassed with the pride, luxury, ambition, and envy of the upper part of mankind, he told me, I might judge of the happiness of this state by this one thing, viz. that this was the state of life which all other people envied; that kings have frequently lamented the miserable consequences of being born to great things, and wish they had been placed in the middle of the two extremes, between the mean and the great; that the wise man gave his testimony to this as the just standard of true felicity, when he prayed to have neither poverty nor riches.»
Далее — тревожат меня некоторые аспекты задания, которые в зависимости от их трактовки могут дисквалифицировать меня наотмашь. Скажем, я как будто успешно избежал причастий, деепричастий, наречий и прилагательных (Горный — имя собственное, название тракта), но вот если запрет на обстоятельства типа "с облегчением" отметает творительный падеж как таковой, то я определённо оскоромился... И даже если нет, всё равно чую, что где-то этим делом согрешил.
Касательно требования никаких мыслей – да, Владимир Ильич Ульянов-Ленин архиверно в своё время писал: «Ошибкой было бы думать...» Но что будет сочтено проблеском мысли, а что нет? Понятно, что из «Тебе, читатель мой капризный, носитель духа гуманизма, желаю я добра...» мыслительная деятельность автора торчит выпукло и даже вызывающе. Но вот если «...слесарь сидит на диване, мерзавец...» - «мерзавца» следует считать просочившейся в текст авторской морально-этической оценкой, а, следовательно, мыслью — или допустимо это слово отнести к не осквернённым авторской дактилоскопией? Подозреваю, что вполне безмозглым мне текст сделать не удалось...
Чуточку казуистического софизма: на скрижали начертано Не больше двух образов на предложение, но относится ли это к придаточным предложениям? Если нет, то я с длиной макаронины явно погорячился... Но почему не относится?
Про сами образы — тут я бесспорно попал в феерический просак. Сравнительно недавно, пытаясь надрыгать хоть какое-то масло смысла в сметане литературоводческого словомешательства, я фрагментарно ознакомился с тем, что в последние десятилетия преподаётся в школах в качестве русского языка. Узнал несколько новых терминов, смысл которых ускользает, что компенсируется обязательностью их употребления... Куда ни ткни — сепульки, неумолимо кусающие собственный хвост. «Эй, борода, закурить есть?» - вау, сразу и синекдоха, и метонимия! Ну хорошо, расклассифицировали. Зачем? Где практический смысл в такой классификации, как её можно конструктивно использовать? Напоминает слово «тинейджер» - термин однозначный и недвусмысленный, стригущий под одну гребёнку совершеннолетних и несовершеннолетних, половозрелых и неполовозрелых, учащихся и военнослужащих, женатых и спортсменов, которых объединяет только то, что числительное их возраста заканчивается на «-тин» - кому и для чего нужен такой термин? В результате слово «тинейджер» употребляющими его применяется почти всегда неправильно, и причина неправильности как раз в попытках придать слову пусть ему не присущий, но хоть какой-то смысл (например, использовать как синоним слова «подросток»)... Те кружевные термины, которые должен по нотам отбарабанить экзаменуемый школьник, настолько же бесполезны?
В свете предыдущего абзаца... Все тропы и лит.приёмы для меня звучит как «95% слов языка». В моём тексте «упражнения» счёт этим зверушкам идёт, пожалуй, на десятки — точно не посчитать, поскольку, в частности, общепринятой классификации тропов (и фигур речи в целом) не существует — и не потому, что я туда столько образов напихал, и не потому, что там есть столько образов, а всего лишь потому, что там десятки слов. Если сущность задания заключается в использовании наименьшего числа слов — может быть, стоило это и сказать? Или, наоборот, соль в том, чтобы как можно более длинно высказаться суконными/пресными словами без мыслей и образов? Представляется мне, что даже если мой текст избежал предыдущих рогаток и капканов, тут меня срежут. Или на том, что у меня много сепулек, или на том, что их мало. Или, возможно, у меня сепульки не той системы. Остаётся одно — надеяться, что я хотя бы буду в состоянии понять приговор.
В небе дырка! Проколола телебашня полиэтилен облаков! - восклицательные знаки не нужны.
Это даже противоречит условиям задания, ибо восклицательная или вопросительная окраска говорят о том, что фразу кто-то произносит. Автор или герой. Условием было - никаких мыслей. За ошибку не засчитаю, тут вроде как неосознанно. Был бы вопрос - засчитал.)
Во втором предложении инверсия - обратный порядок слов. Даже прислушайтесь к фразе - несколько поэтично звучит. Не понимаю, зачем это здесь. Особенно, если восклицательный знак учитывать.
Озорной свет брызнул вниз, запятнал прохожих и истоптанный влажный асфальт.
Два сказуемых могу расценивать, как градацию. Только и без них два образа есть (с ними - все четыре): озорной свет и влажный асфальт. Надо бы исправить.
Я не понимаю, главный смысл предложения. Важно то, что свет такой озорной или то, что как он повлиял на асфальт? Учитесь выделять главное, ради этого упражнение.
А под ногами жирные лужи играют радугой и пляшут.
Хитрить тоже не надо. Такого рода союза не существует без второй части предложения, поэтому я его тоже просто приплюсую туда. И того - пять образов: жирные лужи - раз, играют радугой - два, пляшут - три. Почему жирные лужи противопоставляются влажному асфальту, я так и не понял.
Дальше остановлюсь, условия есть условия.
Пожалуйста, пишите проще. Может, покажется кому-то странным, но это важный шаг. Произведения часто большие, даже рассказы. Никому не хватит терпения вникать в сотню образов на одной странице. Ни писателям, ни читателям.
Кто, как Койо, думает, что это невозможно, я готов даже ваши примеры в этом плане переделать.
Цитата
В небе дырка! Проколола телебашня полиэтилен облаков! Озорной свет брызнул вниз, запятнал прохожих и истоптанный влажный асфальт. А под ногами жирные лужи играют радугой и пляшут
Телебашня проколола полиэтилен облаков. Озорной свет брызнул вниз на истоптанный асфальт. Под ногами жирные лужи играют радугой.
Заодно сразу видно, что связи между предложениями почти нет. Просто перечисление того, что видит "автор".
Хотя начало мне нравится.
"Телебашня проколола облака, свет брызнул вниз." Одно плавно перетекает из другого. Именно такую связь нужно строить.)
Койо я потом отвечу, может, кому-то будет яснее, что нужно делать.
Тёмную улицу освещает свет фонарей. Белоснежный снег хлопьями опускается на дорогу. Молодая девушка спешит домой. В этом тихом районе ночью на улицах безлюдно. Все уже сидят дома и готовятся к празднованию рождества. Вот и эта девушка торопится домой с мешком продуктов. Как жаль, она не доберётся до дома. Белоснежные хлопья опускаются на улицу и краснеют. Рассыпанные мандарины так красиво украшают этот пейзаж.
В самом деле, сложно писать независимый кусочек текста, будто он является частью большого... Просится и начало, и концовка, и какая-то поэтика.
Вот, попробовала исправить, но как-то оно не звучит, предложения одной длины и одной структуры. А как соблюсти поставленные правила и придать интересную ритмику тексту - не вижу. Наверно, надо переписывать с нуля, в другом стиле: "Нивы сжаты, рощи голы"... Почему без украшательств текст звучит как перечисление? Что не так?
Телебашня проколола облака, свет брызнул вниз. На жирных лужах заплясала радуга. Её бьют и топчут подошвы осенних сапог. Прохожие в запятнанных одеждах задирают носы. Резче стали углы тянущихся ввысь домов. Деревья в надежде воздели голые ветви. Всё налилось светом, ожило. Но вот дырка затянулась, включили фонари, началась передача "Сегодня".
Щюк занимался тем, что ножом выковыривал золотую сережку из уха мертвой женщины. Среди далеких криков захватчиков и воплей убиваемых, он уловил еще один звук - выстрел. Это то ли гаковница, то ли пищаль, решила жизни очередного несчастного, совсем близко. Щук поднял голову, осмотрелся.
Это не описание, а повествование. Нужно именно первое, иначе абзац будет не об окраине города, а о том, чем занимался Щюк.
Герои сейчас не нужны. Только картинка, поэтому буду смотреть только на это:
ЦитатаArtoMSN ()
Некоторые хаты под стенами города все еще трещали, объятые пламенем пожара. В небо поднимались десятки густых и темных как смоль столбов дыма. Везде лежали изуродованные тела убитых, бойня закончилась недавно. Над смердящим гарью пепелищем, возвышалась крепостная стена. В ней, у самых зубцов, зияла большая дыра – работа бомбарды.
Некоторые хаты - проблема с такого рода прилагательными: некоторые, какие-то, какие-либо и т.д. - они неконкретные. Это плохо для прозы в любом проявлении. Всё должно быть чётко: и сюжет, и картинка.
густых и темных как смоль столбов дыма - сравнение выделяется запятыми. Тут перебор с образами: густых; тёмных, как смоль; столбов дыма. Просто уберите одно прилагательное.
бойня закончилась недавно - это мысли. Не совсем, кстати, понятна связь. Если недавно, то какая деталь об этом говорит?
Я засчитаю, как успешно выполненное, если оставите только описание.)