Сегодня знаменательный день! Два человека с поэтическим прошлым, будут прокладывать своими буквами дорогу, в прозаическое будущее.…
Оружие: Проза Объём: Рассказ (максимум в тридцать тыс. знаков) Жанр: Произвольный Срок: Десять дней (седьмого числа стартуем) Работы присылать мне.
Тема:Она долгие годы ждала чуда. И оно пришло,…чтоб послать на****!
Пасмурное утро недоразвитой зимы. Здесь, на берегу реки нас всего трое. Lambengolmo выдыхает тёплым воздухом себе на ладони. Pavel_V покашливает. Я зарядил и раздал орудия убийства. Дуэлянты молча отправились к барьеру. Сейчас, с минуты на минуту прогремят выстрелы. Вот в такие моменты жизни время замедляется, и кажется что оно будет длиться дней десять, но это только кажется… Прошлое проглотит несколько секунд, и грянут выстрелы, а множество судеб по ту сторону экрана будут отдавать свою благосклонность тому или иному дуэлянту. И пусть победит сильнейший!
Новогоднее чудо тихо подкралось со спины. Марина почувствовала, как оно обняло ее тяжелыми пакетами, дохнуло в лицо кислыми мандаринами. А после вытолкнуло в суету. Сдавленная со всех сторон рукавами толпы, Марина пыталась понять, как она здесь очутилась. Еще недавно она жаловалась на рутину, а теперь скользила от магазина к магазину по запорошенным тротуарам. Стоило облететь еще одному листу, как в каждого вселялось нечто, что гнало на мороз из теплых офисов и мягких кресел. Нечто, что твердой рукой крошило на осколки свиней с дырой на спине и пробкой на пузе. Один лист действовал подобно древнему заклятию, призывающему духа. Срывая страницу с датой 24 декабря, человек уподобляется шаману. Марина не верила в дух Рождества, носочки над камином и говорящих оленей. Тем больше было ей непонятно и неприятно нахождение в этой толпе. Соблазняя мужчин своей пингвиньей походкой, Марина расталкивала нерасторопных одержимых, пробивалась к поляне свежего воздуха. Когда ей наконец удалось вдохнуть полной грудью, Марина огляделась. В серо-бежево-коричневой толпе мелькали белые бороды, синие шубы и красные носы. Как и всегда, эти цвета вызывали в ней смешанное чувство причастности и отторжения. Марина чувствовала себя посреди оживленного перекрестка. Один шаг за пределы спасительного круга – и она будет затоптана. Ей невольно вспомнились детские игры в ведьм, с меловыми кругами на асфальте. Тогда она искренне верила в свою полную защиту внутри белого круга. Тогда она во многое верила. *** Марина усердно мастерила куколку из старого платья. Детские ручонки постоянно роняли грубую ткань, нитки путались, но Марина, насупившись, продолжала делать подарок. Пузатое тело торчало желтоватой ватой из неаккуратных швов. Нитки свисали сантиметровыми хвостами. Глаза-пуговицы смотрели в разные стороны. Шерстяные волосы торчали ершиком. И все равно Марина видела в своем творении себя. Она мечтала, чтобы у Дедушки Мороза дома была вот такая нескладная Марина, чтобы летом он смотрел на куклу и вспоминал девчушку, которая догадалась сделать ему подарок. Щурясь от удовольствия, девочка побежала на кухню. - Мама, а когда Дедушка Мороз придет? - Ночью, когда все дети спят. Ты тоже спать уже будешь. - Не буду! У меня есть подарок для Дедушки. Я ни за что не усну! Весь день Марина старалась найти слова для поздравления. Достала красочный блокнот, который Миша подарил ей в детском саду, красной ручкой начала выводить «Дорогой дедушка Мороз». Удовлетворенно хмыкнув, принялась за вторую строчку. «Я уже большая и хочу подарить тебе подарок». Услышав горестный вскрик, мама прибежала с кухни. - Что случилось, Мариночка? Ты ударилась? - Мама, у меня строчки разошлись! – в голосе дочери собирался дождь. - Какие строчки?! - У меня в письме Деду Морозу строчки неровные! - маме уже слышалась гроза. - Ну, возьми новый листик, - мама покачала плечами и вернулась к плите. Марина проводила ее растерянно-раздраженным взглядом и с сожалением поглядела на испорченное письмо. *** Дети гурьбой бежали к красочному почтовому ящику, поставленному заботливой администрацией перед входом в городской универсам. Каждый хотел первым отправить свое письмо в Великий Устюг, каждый хотел первым попросить о последней модели игровой приставки. Ноги сами повели Марину в сторону красного пятна на сером массиве. Не смотря по сторонам, Марина грузно раздвигала айсберги прохожих. Она двигала целые пласты народа, но первая же запорошенная дорожка вырвала землю из-под ног. Пакеты-лопасти взметнулись, расчищая мертвую зону. - Мам, смотри! Тетя делает ласточку! - Нет, дочь. Тетя падает. Марина не пыталась встать. Она молча смотрела на серое небо, перемежающееся с черными головами прохожих. Из пакета мутно-желтой струйкой вытекали яйца, из глаз мутно-белесой струйкой текли слезы. *** Со слезами обиды Марина отбросила начатое. Раз за разом строки разъезжались, раз за разом они летели в мусорку. Подаренный блокнот заметно прохудился, терпение тоже. Марина поступила по-взрослому. Встав и отряхнув колени от бумажных опилок, она принялась ходить вкруг по комнате. Каждый оборот становился все уже, начала кружиться голова. Бессильно сев в кресло, Марина поджала ноги и задумалась. - С тобой все в порядке? – озабоченно спросила мама, выглянув на минутку с кухни. - Да, - буркнул ощерившийся котенок. - Ну, ладно. Поиграй во что-нибудь, - дверь закрылась. Мысли шипели в голове, свернувшись в змеиный клубок. Марина слушала их, все глубже утопая в кресле. Почти уснув, Марина вдруг встрепенулась, побежала к своему столу и через пару секунд достала прописи. Взглянув на разлинеенные странички, Марина чуть не заплакала от радости. *** Через пелену слез постепенно прояснялось небо. Марина не знала, сколько она лежит на льду, две минуты или час. Она просто лежала. Внезапно тень застила все небо. Сильные руки подхватили Марину, поставили на разъезжающиеся ноги. Постояв так пару секунд, Марина обернулась. - Спа… - ее глаза наткнулись на искусственную белую бороду, руки инстинктивно оттолкнули синие варежки, расписанные снежинками. – Извините. С этими словами она направилась прочь от спасителя. Проходя по центральной площади, она постоянно видела снующих дедов, фотографирующихся с детьми. Сколько раз Марина видела как, прежде чем с искренней улыбкой обнять ребенка, бородач принимал от родителей купюру. Когда-то ее детской мечтой было сфотографироваться с каждым морозом, которого она видела на улице. Специально для этого она купила, ну, выпросила новый фотоальбом. Теперь же каждая фотография, до сих пор хранящаяся в том альбоме, напоминает о том, что Его нет. - Сфотографируйтесь с Дедушкой Морозом, недорого! - Не прикасайтесь ко мне! – Марина крепче схватилась за пакеты и чуть ли не бегом бросилась с площади, чудом не распластавшись во второй раз. На ходу обернувшись, она заметила недавнего Деда, уже фотографирующегося с пухлым мальчуганом. Почему она так на них реагирует? Ведь каждый взрослый знает, что все они и каждый из них – подделка. Но никто не бежит от них, наоборот, их приглашают, им улыбаются. Марина замедлила шаг. Каждый год одно и то же. Новые Деды, новые встречи, новые побеги. Старая реклама Кока-Колы. Новогодняя трель из красного фургона напоминала детскую страшилку про демонического мороженщика. В детстве Марина со слезами сбегала, заслышав эту мелодию. Наблюдала за детьми, радостно идущими с большими шариками мороженого, но не могла ничего поделать. Откуда в ней был этот страх? Марина устало прислонилась к стене, переводя дух. *** Переведя дух, девочка взглянула на свою работу. Письмо наконец было готово. Свернув его в трубочку, Марина сунула его в руки своей куколки и положила под елку. Стрелки часов показывали без пятнадцати семь. Посмотрев на циферблат, девочка задумалась и, вздохнув, отправилась искать электронные часы. «18:48». - Значит, осталось подождать всего пять часов, двенадцать минут. Марина взяла свой маленький стульчик, любимую книжку и села как можно ближе к елке. В семь часов она уже спала. Во сне пять часов пролетают незаметно. Едва стихли куранты, елка зашевелила нижними лапами. Руки в теплых варежках приподняли спящую девочку и отнесли в комнату. Вернувшись, гость взял из-под елки тряпичную куклу с письмом, взамен положив коробку с подарком. Ель в последний раз качнула лапой. Эта ночь принесла Марине самые прекрасные сны. *** Я чувствую этот холод, что проникает под тонкое платье в рюшах. Еще недавно согреваемая теплом своей кроватки, сейчас я стою под колючим ветром, оставляющим рваные раны на платье. Единственный знак, что здесь кто-то живет – цепочка глубоких следов в снегу. Каждый свой шаг я вкладываю в след, каждый раз холод взбирается по моей ноге. Новогодний лес не пахнет ни патокой, ни леденцами. Диснеевские идеалы покрываются слоем льда и разлетаются на осколки. Как я здесь оказалась? Руки становятся голубовато-серыми, прозрачными. Я просто заледеневаю. От страха подкашиваются ноги, но страх остаться ледяной статуей посреди лесной чащи сильнее, он толкает вперед, сковывает руки, но ускоряет бег. Сосны несутся мимо, как в окне скоростного поезда. Следы на снегу сливаются в единую черную линию. Теперь ветер не просто проникает под кожу, но со свистом проходит насквозь. От оглушительной скорости снег под ногами тает и тут же застывает под дыханием ветра. В ледяном зеркале вижу себя, маленькую, холодную, в разодранном платье и с пунцовым бантом в растрепанных волосах. Отражение смазывается, только красная полоса отличает меня от остального льда. Следы растворились. Они растаяли в тумане. Я медленно ступаю в мягкую, липкую гущу, наощупь. Каждый шаг дается с трудом, туман обволакивает, оседает на коже. Не знаю, иду ли я вообще или это туман движется вокруг меня. Я больше не могу. Сквозь молочную жижу слышится какой-то скрип. Наконец, что-то иное. Двигаюсь на звук. Рассохшаяся калитка призывно показывает путь, в мраморную пустоту. А что мне терять? Внезапно я будто задела тонкую струну, туман втянулся в землю, открыв большую избу. Невесомость. Дымкой меня затягивает в трубу, я оказываюсь внутри просторной комнаты. Вокруг все в красных тонах: камин с играющим огнем, шары на новогодней елке. Цвета обжигают взгляд, настолько все пышет жаром! И в то же время я не могу унять дрожь от холода. Все это буйноцветие огня лишь отблеск, на ледяной скульптуре. Вот и Он, в красных труселях, как мама их называет. От одного лишь взгляда на него становится холоднее. Он тепло улыбается, но глаза холодны. От ее касаний тает лед, но когда он берет меня за руку, меня обжигает холодом. Я пытаюсь вырваться, но он крепко держит меня, не отпускает, улыбается. От холода я просто перестаю дышать. *** Марина очнулась ото сна. Даже сквозь шапку и капюшон она чувствовала холод, исходящий от стены. Дрожь пробежала по всему телу, вслед за ней волна тепла. Помотав головой, чтобы выкинуть остатки сна, Марина пошла домой. Медленно, сгорбившись, словно страницы отрывного календаря давили бетонными плитами. В просвете между высотками мелькнуло небо. Серое, неживое, но все же небо. Ей всегда хотелось быть ближе к облакам, жить на двузначном этаже. И никогда ей не доводилось подниматься до своей квартиры на лифте. Лифт не поднимается до первого этажа. Но сейчас она была рада это низости, этой приземленности. Сейчас ее тяготило все: мысли, пакеты, память, одежда, - все. И ей не терпелось все это с себя скинуть. Пакеты полетели прочь, одежда – на пол, Марина – в кресло. Она сидела, обняв колени, спиной повторяя контуры спинки, головой повторяя маятник часов, мыслями – пустоту. Вымученный взгляд, выскользнув из ладоней, упал на тряпичную куклу. Марина. Которую забрал Дед Мороз и которая нашлась в папином столе. В тот день ее хрустальная мечта начала крошиться. И с каждой ложью родителей все более крупные куски айсберга откалывались и тонули в детских разочарованиях. Пока от мечты не осталась куча пыли. Тяжело поднявшись на ноги, Марина тихо пошла в комнату к дочери. Поцеловав ее в лоб, поставила на стол маленькую искусственную елочку. - Спи, Маринка, спи. Подоткнув одеяло, Марина вышла. Пакеты, брошенные на полу, вернули к реальности. Остатки желтка начали въедаться в ковер, рискуя остаться бельмом на интерьере. Марина побежала в ванную за тряпкой, включила воду и вдруг, сквозь шумное журчание, расслышала шорох на кухне. Дочь в своей комнате, спит... Марина неслышно пошла к кухне. Сквозь матовое стекло она видела смутный силуэт, неподвижный, пугающий. Сглотнув слюну, Марина решительно толкнула дверь. И застыла на пороге. Он сидел в красных труселях, так же улыбаясь холодными глазами. Протянул руку. Марина испуганно шарахнулась в сторону, прильнула к холодильнику, к его теплу. - Что же ты всю жизнь от меня бежишь? – проговорил гость трескучим голосом. - Тебя не существует, тебя не существует, тебя не существует, - Марина шептала, снова и снова, одни и те же слова, закрыв глаза, закусывая губы, чувствуя его дыхание. – Тебя не существует, не существует. Он коснулся ее руки. Марина вскрикнула, слеза замерзла на щеке. - А я всегда в тебя верил, - грустно проскрипел дед. – Ты так пылала в детстве, так верила. А потом вдруг погасла, как спичка под дождем. - Тебя не существует. Дед улыбнулся мягко, неумолимо. - Тебя не существует. *** Наконец Марина смогла взмыть к небесам. Она оглядывала серый город, измалеванный гирляндами, и не чувствовала ничего. Ни прежнего раздражения, ни бытовой безысходности. Повернувшись к облакам, Марина направилась к блеклому солнцу за пеленой. Все эти перистые наслоения забирали часть ее, она платила своей памятью. Она прорывалась, щедро разбрасывая воспоминания, шла к цели. Забрезжил свет. Последняя, чистая мысль, последняя пылающая вера взглянула на солнце и растворилась. *** В ту ночь Марина видела самые прекрасные сны.
1 Быть. Я ощущаю себя. Невозможно ощущать себя в небытии. Но так и случилось. И лишь потом, за много порядков до появления, я умудрилась нащупать выход из ничто. 2 Первое пришедшее на ум оказалось вторым ощущением: вокруг. Не вопросы, не взгляды, но полное слияние с острой нехваткой опоры, ставшей необходимой в условиях непроницаемой темноты. Но темноты. Вот оно – знание! 3 И сразу спешка. Это память наверстывает упущенное. Рваными краями время щекочет пепельные ступни увиденного. 4 Я стала. В полной мере. Не зная ничего иного, я начала упиваться собой. До существования меня не интересовали мысли. Теперь же мне невероятно сложно было перенести непокорный зуд их вращения. Так я познала множество. Но быть так неожиданно, что не скоро меня одолело немножество себя. 5 Когда от темноты не осталось и тени, меня ударило лучом мира. Идея лишения себя одиночества впилась в движение вперед и лишила возможности учиться. Но ни одна из придуманных мною душ не отличалась от своей прародительницы. Забвение ожидало каждую куклу, созданную по подобию. Я покидала их, но оставляла им знание. Какую тайну открывает тоска? 6 Стремление. Чтобы поверить во встречу мне пришлось долго копаться в мотивах моего появления. Поиски отвлекают от цели. Легче стало ненадолго. 7 И я рискнула поверить. Выход оказался новой возможностью. Слово – вот чего мне не хватало для других. Слово – и мир ожил. 8 Вот они – мои фантазии. Любая форма опознавалась посредством передачи смысла. Мне оставалось лишь научиться понимать сны, распознавать знаки, каждую ниточку доводить до клубка, чтобы не итог, но рождение в неограниченности принять. И приняв, использовать. 27 - Ты кто? Вот зачем я здесь. Для этого его вопроса. - Душа. Буквы складывались непрерывным волнением. - А я тогда бог. - Ты не можешь быть богом, - наивно возразила я. – Быть богом – значит создавать. У бога женское имя. - Глупая ты. Я разочаровалась и покинула интернет навсегда.
В первом, присутствуют весьма наивные ошибки, слишком много упоминается имя ГГ и забыто даже о местоимениях, хотя в множестве раз можно просто выкинуть имя, а так же выделю один отрывок, который может показать суть ошибок присущих всему произведению, в повествовании: От страха подкашиваются ноги, но страх остаться ледяной статуей посреди лесной чащи сильнее, он толкает вперед, сковывает руки, но ускоряет бег. Сосны несутся мимо, как в окне скоростного поезда. Следы на снегу сливаются в единую черную линию. Теперь ветер не просто проникает под кожу, но со свистом проходит насквозь. От оглушительной скорости снег под ногами тает и тут же застывает под дыханием ветра. В ледяном зеркале вижу себя, маленькую, холодную, в разодранном платье и с пунцовым бантом в растрепанных волосах. Отражение смазывается, только красная полоса отличает меня от остального льда. Следы растворились. Они растаяли в тумане. Я медленно ступаю в мягкую, липкую гущу, наощупь. Каждый шаг дается с трудом, туман обволакивает, оседает на коже. Не знаю, иду ли я вообще или это туман движется вокруг меня. Слишком внезапный переход ГГ на бег, резкий и мало, а-то и вообще, не обоснованный. Но как она могла видеть себя в отражении на бегу? И как можно увидеть, в своем отражении, что я холодный? И вдруг, не замедляясь, ГГ медленно ступает - не начинает ступать, а , вуаля, и ступает) Мне вот, подобное, не удалось переварить и в третьем прочтении... Сквозь молочную жижу слышится какой-то скрип. - молочная жижа в ушах?;) *В молочной жиже слышится скрип. Внезапно я будто задела тонкую струну, туман втянулся в землю, открыв большую избу. - *открыв моему взгляду. Иначе, крайне, не внятно. Достаточно об ошибках, думаю, хватает. Хотя, далее, почему от взгляда на красные труселя становится холодно и от чьих там касаний - тайна покрытая мраком. В целом, есть много и плюсов, - довольно бойкий язык повествования, краткое и меткое погружение в атмосферу события, сохраненная связь, по существу, между отрывками жизненных циклов, и наконец, пусть неуклюже раскрытая, но заставляющая сочувствовать Героиня. Но, мне показалось, что тема смазана в другую плоскость - ожидание чуда, присутствует, а вот завершение, вернее, концепция явления в месте с ним посыла ли метаморфозы иль изменения ожидающего субъекта отсутствует, а мне видеться в теме, именно, эта суть. Нехочу как-то определять общий статус сего произведения, так как из него может выйти нечто иное, но воспринял его как матрицу психоделической прозы... Второе, что, это вырванный листок из дневника? Отчет, записка, дай бог, не предсмертная... Что это? Даже не проза. Отмазка, с учетом дуэльного произведения. Разочаровал, ты, меня. Досадно, что только об этом сейчас и думаешь. Надеюсь, отляжет... А, кстати, душа то не думает - чувствует;) *томленье разума*
Ещераз всем привет привет и ADAM_remix, и хитрому slavian, ну и нашим дуэлянтам салют (причем салют из противотанковых ружей).
И так я заделал невозможное титаническое усилия ... я прочел эти два текста. И что же оказалось о всех тонкостях я рассуждать не в праве но произведения находятся в разных весовых (объемных) категориях и что из сего следует? А то друзья мои что одно из них выиграет причем с отрывом а одно не поймут.... Лично для себя я все решил давно и пускай кто то побьет меня лапатой по голове за мой голос . А ГОЛОСУЮ Я ЗА ВТОРОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ! (автор не обольщайся ты выиграл в моих глазах тем чем проиграл в глазах ремикса стилям написания произведения ) А что я так сказал мое право=)
Перво-наперво, особый респект секунданту - тема заставила улыбнуться, пусть знаков, подобных этому ",..." и не существует. Но сама тема... На такое можно написать либо трагичную ваниль, либо "бугагашечку". Я, естественно, за второе. Но, ведь всякое бывает. Посмотрим, что начудили (как-никак поэты сражаются) дуэлянты. Итак:
Текст 1.
Первым делом я так и не понял, какую географическую принадлежность имеет сей текст. Католическое Рождество, при этом, старый добрый Дед Мороз. Неприятно. Путает. Да и духа патриотизма тут не ощущается... Хотя за Деда Мороза спасибо. Я все же проповедую поддержку отечественных сказочных существ (уж простите), а не западно-европейских выблюдков.
ГГ у нас некто Марина. Одинокая, насколько понимаю, дама с вековой усталостью и смутными надеждами на "красочность" жизни в будущем. Этакий стереотипный женский психотип. Но тут не предираюсь, так как сам грешу (даже очень часто) подобным. Рассказ-интроверт. Весь мир построен вокруг самой Марины, ее разочарования, ее разлагающихся надежд и, ессно (куда тут без этого!), ее прошлого. В данном случае, флэшбеки отправляют нас в детство, дабы показать, что ж такого ужасного там приключилось - ход избитый, но бог с ним. Приключилось же вот что: маленькая Марина решила подарить Деду Морозу куклу. Подарок тому, кто сам дарит всем подарки и от кого все их уже привыкли получать. Не знаю, было ли такое раньше или нет (думаю, что было, так как все хорошие идеи обнаруживают странное свойство иметь родителей в далеком прошлом), но мне ход такой понравился. За это плюс. Однозначно.
Так-с... "Прохудился", все же подразумевает под собой "протерся" - исправьте уж. Да и слова случайной девочки ни улице ("тетя делает ласточку") как-то не комильфо. Понимаю, автор юморнул, но все же падение - штука довольно быстрая, а "делать ласточку" требует определенного времени. Или девочка видит мир в иной временной проекции? По языку, в принципе, особых нареканий нет. Кой-где тавтология, несуразности, прочее... Но видно, что автор старался. Есть сравнения, есть мысли (мне про лифт вот понравилось), есть аллегории и даже юмор есть. Это хорошо. Если не бросите, то выпишитесь.
Не понравился тот факт, что все Марины, и что нет никакого упоминания - даже намека на то, куда же делись папы.
Концовку тоже не совсем понял. Само появление (ну а кто сомневался?!) чувака в "красных труселях" предсказанно, но вся сцена скатывается в жуткий психодел. И, то ли я тему слишком прямо понял, то ли автор ее не понял, но разве там не имелось в виду, что на *** должно послать само счастье? Нет? Хм...
Текст 2.
Э... Это что?..
Автор, у меня к вам один вопрос: А где текст?
Итог:
В общем, голос отдаю за Рассказ 1. Второго рассказа я так и не нашел, потому вопрос к секунданту - я вовремя вообще голосовать-то пришел? Может тут еще один перенос был, и автор просто не успел выложить? В общем, найдете второй рассказ - переголосую (если посчитаю, что надо), пока же за Марину, тряпичную куклу и "Красные труселя" =)
Вот я как читатель щщитаю, что в тексте очень, очень, очень много лишних слов. Повторений имени. Местоимений. Перечней. А особенно - эпитетов, до странности банальных. А может, это я как автор стихотворных текстов так щщитаю. Но вроде Камю не против.
Даже в темноте Риэ догадался, что его собеседник размахивает руками. Казалось, он готовит про себя речь, и она и впрямь вдруг вырвалась наружу и полилась без запинок: -- Видите ли, доктор, чего я хочу -- я хочу, чтобы в тот день, когда моя рукопись попадет в руки издателя, издатель, прочитав ее, поднялся бы с места и сказал своим сотрудникам: "Господа, шапки долой!" Это неожиданное заявление удивило Риэ. Ему почудилось даже, будто Гран поднес руку к голове жестом человека, снимающего шляпу, а потом выкинул руку вперед. Там наверху, в небе, с новой силой зазвенел странный свист. -- Да, -- проговорил Гран, -- я обязан добиться совершенства. При всей своей неискушенности в литературных делах Риэ, однако, подумал, что, очевидно, все происходит не так просто и что, к примеру, вряд ли издательские работники сидят в своих кабинетах в шляпах. Но кто его знает -- и Риэ предпочел промолчать. Вопреки воле он прислушивался к таинственному рокоту чумы. Они подошли к кварталу, где жил Гран, и, так как дорога слегка поднималась вверх, на них повеяло свежим ветерком, унесшим одновременно все шумы города. Гран все продолжал говорить, но Риэ улавливал только половину его слов. Он понял лишь, что произведение, о котором идет речь, уже насчитывает сотни страниц и что самое мучительное для автора -- это добиться совершенства... -- Целые вечера, целые недели бьешься над одним каким-нибудь словом... а то и просто над согласованием. Тут Гран остановился и схватил доктора за пуговицу пальто. Из его почти беззубого рта слова вырывались с трудом. -- Поймите меня, доктор. На худой конец, не так уж сложно сделать выбор между "и" и "но". Уже много труднее отдать предпочтение "и" или "потом". Трудности возрастают, когда речь идет о "потом" и "затем". Но, конечно, самое трудное определить, надо ли вообще ставить "и" или не надо. -- Да, -- сказал Риэ, -- понимаю. Он снова зашагал вперед. Гран явно сконфузился и догнал доктора. -- Простите меня, -- пробормотал он. -- Сам не знаю, что это со мной нынче вечером. Риэ ласково похлопал его по плечу и сказал, что он очень хотел бы ему помочь, да и все, что он рассказывал, его чрезвычайно заинтересовало. Гран, по-видимому, успокоился, и, когда они дошли до подъезда, он, поколебавшись, предложил доктору подняться к нему на минуточку. Риэ согласился. Гран усадил гостя в столовой у стола, заваленного бумагами, каждый листок был сплошь покрыт микроскопическими буквами, чернел от помарок. . -- Да, она самая, -- сказал Гран, поймав вопросительный взгляд Риэ. -- Может, выпьете чего-нибудь? У меня есть немного вина. Риэ отказался. Он глядел на листки рукописи. -- Да не глядите так, -- попросил Гран. -- Это только первая фраза. Ну и повозился же я с ней, ох и повозился. Он тоже уставился на разбросанные по столу листки, и рука его, повинуясь неодолимому порыву, сама потянулась к странице, поднесла ее поближе к электрической лампочке без абажура. Листок дрожал в его руке. Риэ заметил, что на лбу Грана выступили капли пота. -- Садитесь, -- сказал он, -- и почитайте. Гран вскинул на доктора глаза и благодарно улыбнулся. --- Верно, -- сказал он, -- мне и самому хочется вам почитать. Он подождал с минуту, не отрывая взгляда от страницы, потом сел. А Риэ вслушивался в невнятное бормотание города, которое как бы служило аккомпанементом к свисту бича. Именно в этот миг он необычайно остро ощутил весь город, лежавший внизу, превратившийся в наглухо замкнутый мирок, раздираемый страшными воплями, которые поглощал ночной мрак. А рядом глухо бубнил Гран: "Прекрасным утром мая элегантная амазонка на великолепном гнедом коне скакала по цветущим аллеям Булонского леса..." Затем снова наступила тишина и принесла с собой невнятный гул города-мученика. Гран положил листок, но глаз от него не отвел. Через минуту он посмотрел на Риэ: -- Ну как? Риэ ответил, что начало показалось ему занимательным и интересно было бы узнать, что будет дальше. На это Гран горячо возразил, что такая точка зрения неправомочна. И даже прихлопнул листок ладонью. -- Пока что все это еще очень приблизительно. Когда мне удастся непогрешимо точно воссоздать картину, живущую в моем воображении, когда у моей фразы будет тот же аллюр, что у этой четкой рыси -- раз-два-три, раз-два-три, -- все остальное пойдет легче, а главное, иллюзия с первой же строчки достигнет такой силы, что смело можно будет сказать: "Шапки долой!" Но пока что работы у него непочатый край. Ни за какие блага мира он не согласится отдать вот такую фразу в руки издателя. Хотя временами эта фраза и дает ему чувство авторского удовлетворения, он отлично понимает, что пока еще она полностью не передает реальной картины, написана как-то слишком легковесно и это, пусть отдаленно, все-таки роднит ее со штампом. Примерно таков был смысл его речей, когда за окном вдруг раздался топот ног бегущих людей. Риэ поднялся. -- Вот увидите, как я ее поверну, -- сказал Гран и, оглянувшись на окно, добавил: -- Когда все это будет кончено...
"Ну как амазонка?" -- нередко спрашивал Тарру. И Гран с вымученной улыбкой всякий раз отвечал одними и теми же словами: "Скачет себе, скачет!" Как-то вечером Гран сообщил, что он окончательно убрал эпитет "элегантная" применительно к своей амазонке и что отныне она будет фигурировать как "стройная". "Так точнее", -- пояснил он. В другой раз он прочел своим слушателям первую фразу, переделанную заново: "Однажды, прекрасным майским утром, стройная амазонка на великолепном гнедом коне скакала по цветущим аллеям Булонского леса". -- Ведь правда, так лучше ее видишь? -- спросил он. -- И потом, я предпочел написать "майским утром" потому, что "утро мая" отчасти замедляет скок лошади. Затем он занялся эпитетом "великолепный". По его словам, это не звучит, а ему требуется термин, который с фотографической точностью сразу обрисовал бы роскошного о коня, существующего в его воображении. "Откормленный" не пойдет, хоть и точно, зато чуточку пренебрежительно. Одно время он склонялся было к "ухоженный", но эпитет ритмически не укладывался во фразу. Однажды вечером он торжествующе возвестил, что нашел: "гнедой в яблоках". По его мнению, это, не подчеркивая, передает изящество животного. -- Но так же нельзя, -- возразил Риэ. -- А почему? -- Потому что в яблоках -- это тоже масть лошади, но не гнедая. -- Какая масть? -- Неважно какая, во всяком случае, в яблоках -- это не гнедой. Гран был поражен до глубины души. -- Спасибо, спасибо, -- сказал он, -- как хорошо, что я вам прочел. Ну, теперь вы сами убедились, как это трудно. -- А что, если написать "роскошный", -- предложил Тарру. Гран взглянул на него. Он размышлял. -- Да, -- наконец проговорил он, -- именно так! И постепенно губы его сложились в улыбку. Через несколько дней он признался друзьям, что ему ужасно мешает слово "цветущий". Так как сам он нигде дальше Орана и Монтелимара не бывал, он приступил с расспросами к своим друзьям и требовал от них ответа -- цветущие ли аллеи в Булонском лесу или нет. Откровенно говоря, ни на Риэ, ни на Тарру они никогда не производили впечатления особенно цветущих, но убедительные доводы Грана поколебали их уверенность. А он все дивился их сомнениям. "Лишь одни художники умеют видеть!" Как-то доктор застал Грана в состоянии неестественного возбуждения. Он только что заменил "цветущие" на "полные цветов". Он радостно потирал руки. "Наконец-то их увидят, почувствуют. А ну-ка, шапки долой, господа!" И он торжественно прочел фразу: "Однажды, прекрасным майским утром, стройная амазонка неслась галопом на роскошном гнедом коне среди полных цветов аллей Булонского леса". Но прочитанные вслух три родительных падежа, заканчивающих фразу, звучали назойливо, и Гран запнулся. Он удрученно сел на стул. Потом попросил у доктора разрешения уйти. Ему необходимо подумать на досуге.
Голова Грана глубоко ушла в подушки, кожа на лице приняла зеленоватый оттенок, взор потух. Не отрываясь, он глядел на чахлое пламя, которое Тарру разжег в печурке, кинув туда старый ящик. "Плохо дело", -- твердил он. И из глубин его охваченных огнем легких вместе с каждым произнесенным словом вылетал какой-то странный хрип. Риэ велел ему замолчать и сказал, что зайдет попозже. Странная улыбка морщила губы больного, и одновременно лицо его выразило нежность. Он с трудом подмигнул врачу: "Если я выкарабкаюсь, шапки долой, доктор!" Но тут же впал в состояние прострации. Через несколько часов Риэ и Тарру снова отправились к Грану, он полусидел в постели, и врач испугался, увидев, как за этот недолгий срок преуспела болезнь. Но сознание, казалось, вернулось, и сразу же Гран каким-то неестественно глухим голосом попросил дать ему рукопись, лежавшую в ящике. Тарру подал ему листки, и Гран, не глядя, прижал их к груди, потом протянул доктору, показав жестом, что просит его почитать вслух. Рукопись была коротенькая, всего страниц пятьдесят. Доктор полистал ее и увидел, что каждый листок исписан одной и той же фразой, бесконечными ее вариантами, переделанными и так и эдак, то подлиннее и покрасивее, то покороче и побледнее. Сплошные месяц май, амазонка и аллеи Булонского леса, чуть измененные, чуть перевернутые. Тут же находились пояснения, подчас невыносимо длинные, а также различные варианты. Но в самом низу последней страницы было прилежно выведено всего несколько слов, видимо недавно, так как чернила были еще совсем свежие: "Дорогая моя Жанна, сегодня Рождество..." А выше -- написанная каллиграфическим почерком последняя версия фразы. "Прочтите", -- попросил Гран. И Риэ стал читать: -- "Прекрасным майским утром стройная амазонка на великолепном гнедом скакуне неслась среди цветов по аллеям Булонского леса.,." -- Ну как получилось? -- лихорадочно спросил больной. Риэ не смел поднять на него глаз. -- Знаю, знаю, -- беспокойно двигаясь на постели, пробормотал Гран, -- сам знаю. Прекрасным, прекрасным, нет, не то все-таки слово. Риэ взял его руку, лежавшую поверх одеяла. -- Оставьте, доктор. У меня времени не хватит... Грудь его мучительно ходила, и вдруг он выкрикнул полным голосом: -- Сожгите ее! Доктор нерешительно взглянул на Грана, но тот повторил свое приказание таким страшным тоном, с такой мукой в голосе, что Риэ повиновался и швырнул листки в почти погасшую печурку. На мгновение комнату озарило яркое пламя, и ненадолго стало теплее. Когда доктор подошел к постели, больной лежал, повернувшись спиной, почти упираясь лбом в стену. Тарру безучастно смотрел в окно, будто его ничуть не касалась эта сцена. Впрыснув больному сыворотку, Риэ сказал своему другу, что вряд ли Гран дотянет до утра, и Тарру вызвался посидеть с ним. Доктор согласился. Всю ночь он мучился при мысли, что Грану суждено умереть. Но утром следующего дня Риэ, войдя к больному, увидел, что тот сидит на постели и разговаривает с Тарру. Температура упала. Единственное, что осталось от вчерашнего приступа, -- это общая слабость. -- Ах, доктор, -- начал Гран, -- зря я это. Но ничего, начну все заново. Я ведь все помню.
Гран и доктор шагали рядом в последних отблесках сумерек. И словно это происшествие разом сняло оцепенение, дремотно окутывавшее весь квартал, отдаленные от центра улицы снова наполнились радостным жужжанием толпы. У подъезда дома Гран распрощался с докторам. Пора идти работать. Но с первой ступеньки он крикнул доктору, что написал Жанне и что теперь он по-настоящему рад. А главное, он снова взялся за свою фразу. "Я из нее все эпитеты убрал", -- объявил он. И с лукавой улыбкой он приподнял шляпу, церемонно откланявшись доктору.
И это, переход к первому лицу как-то нет. Не пошёл.
***
По второму ничё не могу сказать. Не хотелось бы досаждать, но... тока это. Или это. Хотя это к делу не относится. Ну и ладно.